ЕСН заменён взносами

ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших до этого отдельных платежей в три фонда. Ставка ЕСН была установлена в размере 35,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ).
Одновременно введением ЕСН была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц – 13%. В связи с отменой ЕСН Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ приводится в соответствие с Законом № 212-ФЗ и нормативная база.

Основным нововведением Закона № 213-ФЗ является новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах действующих в 2009 году ставок ЕСН (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Ставки увеличиваются только с 2011 года (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Наименование фонда Ставка взносов в % при общей системе налогообложения
2009-2010 гг. 2011 г.
ПФР 20,0* 26,0**
ФСС 2,9 2,9
ФФОМС 1,1 2,1
ТФОМС 2,0 3,0
Итого 26,0 34,0

Примечание:
* В 2010 году разбивка 20 % взносов в ПФР изменится: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше будет уплачиваться вся сумма взносов 20 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составит 14 %, накопительная - 6 % (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции п. 29 ст. 27 Закона № 213-ФЗ).

** С 2011 взносы в ПФР 26 % (новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, подп. "б" п. 19 ст. 27 Закона № 213-ФЗ) будут выплачиваться так: для лиц 1966 года рождения и старше - 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967 года рождения и моложе - 20 % страховой и 6 % накопительной части.
Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015 года никакие льготы действовать уже не будут.

В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года:

Наименование фонда Ставка взносов в % для льготников
2011-2012 гг. 2013-2014 гг.
ПФР 16,0* 21,0**
ФСС 1,9 2,4
ФФОМС 1,1 1,6
ТФОМС 2,1 2,1
Итого 20,2 27,1

Примечание:
* 16 %: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше 16 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть - 10 %, накопительная - 6 %.
** 21 %: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше 21 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть - 15 %, накопительная - 6 %.

Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми в настоящее время в порядке статей 236 и 237 НК РФ. Особо следует отметить, что Закон № 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами (за исключением тех, которые указаны в данном законе).

В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.

Важно, что установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Эта сумма используется и при исчислении максимально возможного размера пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и др.

В последующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Базовая сумма выбрана не случайно - подавляющее большинство населения страны получают примерно такую заработную плату.

Установление этого верхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ни назначаться, ни выплачиваться не будет.
Не являются объектом налогообложения выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, если их предметом является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Также не облагаются выплаты по договорам аренды имущества (имущественных прав).

Исключения составляют только договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Но по таким договорам сохранились в тех же размерах предоставляемые вычеты на документально подтвержденные расходы или в пределах норматива (п. 7 ст. 8 Закона № 212-ФЗ), а взносы в ФСС РФ на выплаты по таким договорам не начисляются (п. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

В статье 9 Закона № 212-ФЗ установлен закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами. При его подготовке учтены положения статьи 238 НК РФ. В частности, не облагаются суммы государственных пособий (например, по безработице и по обязательному социальному страхованию); единовременной материальной помощи в пределах 4 000 руб. за год; пособие при рождении ребенка в пределах 50 000 руб., если пособие выплачено в первый год после даты рождения; выплаты работнику в связи со смертью члена семьи; компенсационные выплаты в пределах установленных нормативов; выплаты, связанные с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск); с возмещением расходов или платы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы и др.

Также не облагаются суточные и возмещение документально подтвержденных расходов по командировке. Кроме того, в часть 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физическим лицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа компании.

Не будут облагаться взносами выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства по трудовым и гражданско-правовым договорам, если работа осуществляется за рубежом (п. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Не облагаются также выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ

Перечисление страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

С 2010 года администрированием страховых взносов будут заниматься сами фонды. Взносы в ФСС, как и раньше, будет контролировать сам фонд. А вот уплату взносов в ФОМС и ПФР будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).


Вернуться к списку